Ассоциация «Саморегулируемая региональная организация строителей Северного Кавказа» приняла участие в Международном форуме по закупкам в строительстве World Build/State Contract

20 апреля 2021 года Ассоциация «Саморегулируемая региональная организация строителей Северного Кавказа» приняла участие в Международном форуме по закупкам в строительстве World Build/State Contract, который прошел в Екатеринбурге и транслировался на сайте www.стройзакупки.рф и YouTube-канале Национального объединения строителей (НОСТРОЙ).

   На дискуссионной площадке форума строительное сообщество обсудило планы по совершенствованию российской системы закупок, проблемы, с которыми сталкиваются строители, участвуя в торгах, и которые мешают при взаимодействии с заказчиками (эквивалентность товаров, указанных в документации; возможность внесения изменений в 44-ФЗ, предусматривающая право заказчика закупать товар, указанный в проектной документации без слов «или эквивалент», подтверждение опыта в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г.; возможность принятия в качестве документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, частично неисполненных не по вине подрядчика или расторгнутые по соглашению контрактов и другие).
   Одной из самых актуальных проблем была признана проблема изменения сроков исполнения обязательств при строительстве объектов капитального строительства. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, предусмотрена возможность однократного изменения срока исполнения контракта. При этом, аналогичная возможность для контрактов по поставке оборудования не предусмотрена.      Таким образом, часто возникает ситуация, когда при переносе сроков строительства, сроки поставки оборудования остаются прежними.
   В связи с изложенным, были внесены предложения откорректировать 44-ФЗ в части возможности объединения в один лот строительно-монтажных работ и поставки немонтируемого оборудования (комплектования) объекта — по аналогии с ч. 57 ст. 112 44-ФЗ, а также на законодательном уровне управомочить государственных (муниципальных) заказчиков продлевать сроки исполнения обязательств по контрактам на поставку оборудования в рамках строительства (реконструкции) ОКС.
   Кроме того, спикеры отметили, что отсутствуют четкие правила при принятии товара с лучшими потребительскими свойствами, не установлен порядок определения цены товара, поставляемого взамен контрактного, в связи с чем необходимо разработать регламент (сформировать единый подход), определяющий методику и принципы при решении вопроса улучшенных характеристик в оборудовании при его замене и последующей приемке в порядке ч. 7 ст. 95 44-ФЗ.
   Все участники форума сошлись в едином мнении, что по настоящее время в строительных закупках не разрешены проблемы демпинга и последующего некачественного исполнения контракта; предоставления поддельных документов по опыту выполнения работ по закупкам, подпадающим под регулирование Постановления Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г.; сговора на торгах; жалоб от профессиональных жалобщиков и приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
   В качестве вариантов решения предложено: проведение строительных закупок через открытые конкурсы в электронной форме; внесение изменений в Постановление Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г. и подтверждение опыта выполнения работ исключительно контрактами и договорами по 44-ФЗ и 223-ФЗ (чтобы комиссия имела возможность проверить достоверность данных в ЕИС); ограничение «правоспособности» для профессиональных жалобщиков.
   Также отмечено, что в первом полугодии 2020 года, в условиях бюджетной нестабильности, заказчики столкнулись с массовым уменьшением ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, в том числе по строительным контрактам, со сроками исполнения обязательства в течение 2-х и более лет. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, заказчикам в ходе исполнения контрактов была обеспечена возможность согласования новых условий контрактов, в том числе цены, сроков исполнения контракта, объема работ, предусмотренного контрактом.
   При этом, изменение существенных условий контракта (увеличение цены и объемов работ до уровня первоначальных) остается возможным только по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, что применимо не для всех контрактов.
Учитывая масштабность форума, а также участие в нем представителей Госдумы РФ, Минфина и Минстроя России, НОСТРОЙ, Единого заказчика в сфере строительства, федеральных и региональных заказчиков, полагаем, что все проблемы, обозначенные строительным сообществом, найдут свое решение на законодательном уровне.
   Ссылка на трансляцию от 20 апреля на YouTube-канале НОСТРОЙ: https://www.youtube.com/watch?v=36PT7KTeNpM