Отчет контрольно-надзорной деятельности Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору за 9 месяцев 2019 года) 23.10.2019

Представители Ассоциации «Саморегулируемая региональная организация строителей Северного Кавказа» приняли участие

на публичных обсуждениях контрольно-надзорной деятельности в области долевого и государственно-строительного надзора), состоявшихся 23 октября 2019 года, во время которых начальник Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору Савченко В.А. выступил с докладом о результатах работы ведомства за 9 месяцев 2019 года.

Кратко о статистике:

- В настоящее время Управление осуществляет надзор за 959 объектами капитального строительства (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 706 объектов). Несмотря на значительный количественный рост, динамика статистики связана с изменением видов поднадзорной деятельности.

- За отчетный период проведено 895 проверок, из них 509 предусмотренных программой (673/404 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Увеличение количества непрограммных проверок напрямую связано с изменением законодательства и расширением перечня объектов, попадающих под юрисдикцию контроля Управления.

- По фактам правонарушения составлено 205 протоколов, из них 36 составлены по несоответствию выполненных на объекте работ проектной документации, 10 по причине эксплуатации объекта капитального строительства без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (194/31/15 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

- По фактам проверок назначено 147 административных наказаний: 99 штрафов, 40 предупреждений, 8 дел прекращено). Сумма наложенных штрафов составила 1 289 000 рублей (2 057 000 рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

Важно: значительная часть протоколов правонарушений составлена по факту несоответствия рабочей и проектной документации. Во время своих проверок Управление осуществляет анализ объекта исключительно согласно проектной документации; отклонения рабочей части документации (стадия «Р») от проектной части (стадия «П»), прошедшей экспертизу, являются правонарушениями.

- Выдано 115 заключений о соответствии построенных объектов требованиям проектной документации (85 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Выдан 1 отказ в выдаче данного заключения (также 1 отказ по результатам аналогичного периода прошлого года).

- По результатам работы в органы местного самоуправления отправлено 83 уведомления о выявлении объектов самовольного строительства для принятия соответствующих мер.

- Законодательно утверждены формы проектного сопровождения и экспертного сопровождения. Данные формы сопровождения облегчают процедуры внесения изменений в проектную документацию; а также позволяют вносить изменения в проектную экспертизу, в случаях, не затрагивающих конструктивную основу объекта, без прохождения процедуры повторной экспертизы проектной документации.

Важно: все изменения в проектную документацию должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства, при этом письма и исправления проектировщика, не оформленные в соответствии с необходимыми законодательными нормами не считаются действительными.

- Внесены изменения в действующее законодательство, позволяющие «сдавать» объект не целиком, а этапами, при этом на каждый этап должна быть разработана и утверждена соответствующая проектная документация.

- За 9 месяцев 2019 года отчетность представлена 67 застройщиками по 193 объектам, заключено 9875 договоров долевого участия (критично серьезное уменьшение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: 91 застройщик по 294 объектам, 14375 договоров долевого участия). Ярко выраженная отрицательная динамика данной статистики обусловлена последними изменениями градостроительного законодательства в части увеличения количества требований, предъявляемых к застройщику. Сильно завышен порог «вступления» организации в строительную сферу деятельности.

- Реально в состоянии строительства находятся 163 объекта из 193, по которым сдается ежеквартальная отчетность.

Важно: в связи с изменением порядка сдачи ежеквартальной отчетности, а также императивной необходимости ведения проектной декларации на сайте «наш.дом.рф» в рамках системы ЕИСЖС, крайне важно отслеживать изменения требований данной системы: вовремя добавлять требуемую документацию, в поставленные сроки предоставлять актуальную запрашиваемую информацию.

Государственная кадастровая оценка (с докладом выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кузьмин К.А.):

Государственная кадастровая оценка осуществлялась всего по 3 критериям оценки из 27, поэтому возможны расхождения результатов проведенной государственной оценки объектов недвижимости с действительной стоимости данных объектов. Важно понимать 3 основных этапа оспаривания государственной кадастровой оценки:

1) Подача замечаний/исправлений по конкретному объекту (не требуется заключение экспертных организаций и отчет оценщика);
2) Оспаривание решения государственного кадастрового оценщика специальной комиссией (Министерство имущественных отношений Ставропольского края);
3) Судебное разбирательство.