Об обязанности лиц, осуществляющих строительный контроль, быть членами саморегулируемых организаций и об определении уровня ответственности таких лиц по обязательствам

          Минстрой России в письме от 12.02.2021 №5265-ТБ/02 разъяснил особенности регулирования деятельности членов СРО, осуществляющих     

строительный контроль.

         В Минстрое России отметили, что, исходя из  совокупности  положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ  (далее – ГрК РФ), строительный контроль является функцией технического заказчика и   может   выполняться   только   членом   саморегулируемой   организации   в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального   строительства,   за   исключением  случаев,   предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
         Законодательством о  градостроительной  деятельности  не  установлены особые требования к  членам  саморегулируемой организации,  выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи  к таким  лицам  предъявляются общие       требования,       установленные       внутренними       документами саморегулируемой организации  с  учетом  минимальных  квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса.
         В    соответствии    с    
частями    10-13   статьи 55.16   ГрК РФ,   уровень ответственности     по      компенсационному     фонду      возмещения     вреда саморегулируемой    организации    определяется    исходя   из   максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель,      юридическое     лицо,     уровень    ответственности     по компенсационному      фонду       обеспечения      договорных       обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по    договорам    подряда,     которые     индивидуальный     предприниматель, юридическое   лицо   намерены  заключить   с  использованием  конкурентных способов.
         В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.

         Данная правовая позиция Минстроя России подтверждена письмами ФАС России от 08.05.2019 №ДФ/38631/19, Минфина России от 07.02.2020 №24-01-08/8177, от 02.11.2016 № 36341-ХМ/02, а также практикой судебных органов (решение арбитражного суда Костромской области от 26.01.2022 г. по делу А31-10515/2021, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.02.2021 по делу № А26-12695/2019 и определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.05.2021 №307-ЭС21-6910), практикой антимонопольной службы (решение УФАС по Новосибирской области от 14.03.2022 г. по делу №054/06/34-376/2022, решение УФАС по Вологодской области от 24.07.2023 г. по делу № 035/10/18.1-524/2023, решения УФАС по Ставропольскому краю от 04.03.2022 г. по делу № 026/06/42-338/2022 и от 02.04.2024 г. по делу № 026/06/106-663/2024).

         Так, в вышеназванном решении от 02.04.2024 г. Управление ФАС по Ставропольскому краю со ссылкой на письмо Минстроя РФ от 12.02.2021 г. № 5265-ТБ/02 пришло к выводу о том, что уровни ответственности членов СРО, участвующих в закупке по строительному контролю по компенсационным фондам возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств должны быть не ниже второго уровня, поскольку стоимость строительных работ на объекте капитального ремонта составляет 121679106,50 рублей.

         Наиболее полный анализ законодательства по вопросу об обязанности лиц, осуществляющих строительный контроль, быть членами саморегулируемых организаций и об определении уровня ответственности таких лиц по обязательствам содержится в Аналитической справке  Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ (протокол от 14.05.2021 №12), размещенной на официальном сайте НОСТРОЙ в разделе «О НОСТРОЙ/ Научно-Консультативная комиссия/ Документы/ Аналитические справки и методические рекомендации/ 1 полугодие 2021 г.

         На основании вышеизложенного, члены Ассоциации «СРОС СК», осуществляющие строительный контроль заказчика, обязаны соответствовать уровню ответственности исходя из размера обязательств по договору строительного подряда, контроль за выполнением работ по которому должен осуществляться в рамках строительного контроля.

         При этом напоминаем, что частью 5 статьи 55.8 ГрК РФ установлена обязанность члена СРО самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена СРО по обязательствам, предусмотренного частью 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами СРО.

         Член СРО, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров (часть 6 статьи 55.8 ГрК РФ).

           

         Документы:

         Письмо Минстроя России от 12.02.2021 г.  №5265-ТБ/02

         Аналитическая справка по вопросу об обязанности лиц, осуществляющих строительный контроль, быть членами саморегулируемых организаций, об определении уровня ответственности таких лиц по обязательствам, а также о субсидиарной ответственности саморегулируемой организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом саморегулируемой организации обязательств по договорам строительного контроля, утв. Научно-консультативной комиссией НОСТРОЙ (протокол от 14.05.2021 г. №12)

         Решение УФАС по Ставропольскому краю от 02.04.2024 г. по делу №026/06/106-663/2024