Масштабные оптимизационные поправки к Закону №44-ФЗ поступили в Госдуму

Проект содержит широкий спектр новшеств. Заказчики смогут проводить малые закупки, не боясь санкций за дробление. При закупках с неизвестным объемом в извещении не будут указывать срок и цену для отдельных этапов контракта. Участникам разрешат не представлять документы о соответствии единым требованиям, если они есть в общедоступных госреестрах.

Закупки у единственного поставщика

Заказчикам разрешат свободно проводить несколько малых закупок однородных или идентичных товаров (работ, услуг) у единственного поставщика.

Основное условие – соблюдать годовой объем и требования к цене контракта (пп. "а" п. 11 ст. 1 проекта).

Пока заказчики в таких ситуациях рискуют тем, что их действия признают дроблением закупки, то есть уходом от конкурентных процедур.

Уведомления о заключении отдельных контрактов с единственным поставщиком будут направляться в уполномоченные органы автоматически через ЕИС. Срок – не позже 1 рабочего дня после даты размещения контракта в реестре. Исключение – контракты с гостайной (пп. "б" п. 11 ст. 1 проекта).

Сейчас такие уведомления направляют вручную с приложением копии контракта и обоснования его заключения.

При закупках у единственного поставщика по итогам несостоявшихся процедур можно будет составлять неограниченное число протоколов разногласий.

Также каждая из сторон сможет отказаться от заключения контракта (пп. "в" п. 11 ст. 1 проекта).

Планируют, что новшество снизит риски срыва сделок из-за их некорректных условий и позволит заказчикам не начинать новые закупки.

Право заказчиков заключать с 1 января 2025 года контракты с единственным поставщиком через ЕИС распространят на все случаи неконкурентных закупок. До 31 марта 2025 года включительно будет действовать переходный период с рядом ограничений. С 1 июля 2026 года новшество заработает в полной мере (п. 2 ст. 2 проекта).

Извещение о закупке с неопределенным объемом

Заказчикам не потребуется указывать в извещении срок исполнения и цену отдельных этапов контракта при закупках с неопределенным объемом (п. 6 ст. 1 проекта).

Изменение упростит подготовку к закупкам, при которых контракт исполняют по заявкам заказчика, когда нельзя заранее знать число заявок и объем товаров (работ, услуг) в каждой из них.

Единые требования к участникам

Участникам разрешат не прилагать к заявке документы о соответствии единым требованиям, если они есть в общедоступных госреестрах в интернете.

Заявка в таком случае должна содержать декларацию, в которой указаны ссылки на сайты в интернете, где размещены подтверждающие документы (п. 7 ст. 1 проекта).

Сейчас похожий механизм уже действует в рамках Закона №223-ФЗ.

Форма контракта

Уточнят, что контракт заключается только в письменной форме (пп. "а" и "б" п. 1, пп. "б" п. 4 ст. 1 проекта).

Пока в законе нет такой оговорки, что приводит к попыткам заключать устные сделки с единственным поставщиком.

Официальные разъяснения

Минфин наделят полномочиями по даче официальных письменных разъяснений законодательства о контрактной системе (пп. "в" п. 1 ст. 1 проекта).

По замыслу авторов проекта, наличие единого уполномоченного органа позволит унифицировать подходы к применению норм Закона №44-ФЗ и других нормативных актов в сфере закупок.

Универсальная предквалификация

Участники смогут подтвердить соответствие требованию универсальной предквалификации в том числе контрактами, которые были исполнены в рамках совместной закупки (п. 3 ст. 1 проекта).

Предполагается, что заказчики будут учитывать совокупный опыт исполнения всех контрактов участника по результатам совместного конкурса или аукциона.

Обеспечение при демпинге

Демпингующему участнику не нужно будет предоставлять обеспечение в размере 10% от цены контракта, если требования к обеспечению нет в извещении (п. 5 ст. 1 проекта).

Пока есть неопределенность в практике применения антидемпинговых мер в подобном случае.